Узкоколейные железные дороги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструкция |
Техника |
Экономика История | Библиография | Ссылки О проекте | Гостевая книга | Карта сайта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная > Техника > Путь > Рельсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕЛЬСЫ Основной элемент верхнего строения пути. Рельсы служат направляющими нитями, по которым колеса локомотива и вагонов следуют в заданном направлении. Они непосредственно воспринимают давление и другие силы от колес и передают их на опоры — шпалы и брусья. При проходе колес во время движения поезда на рельс действуют все время меняющиеся по величине и месту приложения силы. Эти силы вызывают изгиб рельса, упругое оседание рельса вместе с опорой, вибрацию, кручение, истирание, смятие. Рельсы изготовляют из мартеновской или бессемеровской стали согласно требованиям государственных стандартов по сортаменту (размерам) и техническим условиям. В таблице 10 приведены установленные ГОСТ 6368—82 размеры, расчетные данные и допуски при изготовлении рельсов узкой колеи.
Поперечные сечения рельсов узкой колеи.
ГОСТ 5876—51* регламентирует химический состав стали, обработку рельсов, порядок испытаний, состояние наружной поверхности и торцов рельсов. Рельсы первого сорта должны быть прямыми. Допускаются местные искривления со стрелой изгиба, не превышающей на любом участке рельса 3 мм на 1 пог. м. Скручивание и концевые искривления не допускаются. Концы рельсов обрезают под прямым углом к его продольной оси. Перекос в торцах не должен превышать 3 мм в любом направлении. Заусенцы более 2 мм не допускаются. Наружная поверхность рельса должна быть чистой, без плен, рванин и трещин. Не допускаются также закаты глубиной более 1 мм. На шейке рельсов вне пределов накладок допускаются выступы высотой до 5 мм. В пределах накладки выступы должны быть удалены. Поверхность болтовых отверстий должна быть гладкой, без рванин и трещин. Рельсы, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, относятся ко второму сорту. Изготовленные рельсы подвергаются маркировке. На шейке каждого рельса в горячем состоянии выпуклыми буквами наносят товарный знак завода-изготовителя, год изготовления, тип рельса. Кроме того, на конце каждого рельса выбивают клеймо, указывающее номер плавки и категорию твердости (буквы «Н»—нормальные, Т—твердые или ПТ — повышенной твердости), а также клеймо отдела технического контроля. Рельсы второго сорта окрашивают с одного торца красной краской. Помимо рельсов стандартных длин, на узкоколейных дорогах все большее распространение получают рельсы длиной 12,5; 24 и 25 м. Наряду с новыми широкое распространение находят и старогодные рельсы длиной 12,5 и 25 м, снятые по износу с линий широкой колеи (таблица 11).
Таблица 11
П р и м е ч а н и е. Обозначения см. на рис. в табл. 10. Укладка на узкоколейных железных дорогах длинных рельсов дает большой технико-экономический эффект — сокращение затрат на содержание пути, а также уменьшение сопротивления движению поездов. Уменьшение числа стыков благотворно сказывается на состоянии пути и ходовых частях подвижного состава. Применение железобетонных шпал дает возможность устройства на дорогах узкой колеи бесстыкового пути. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|