Узкоколейные железные дороги
Конструкция  |  Техника  |  Экономика
История  |  Библиография  |  Ссылки
О проекте  |  Гостевая книга  |  Карта сайта
Точный размер !
Главная > Техника > Путь > Рельсы  

РЕЛЬСЫ

Основной элемент верхнего строения пути. Рельсы служат направляющими нитями, по которым колеса локомотива и вагонов следуют в заданном направлении. Они непосредственно воспринимают давление и другие силы от колес и передают их на опоры — шпалы и брусья.

При проходе колес во время движения поезда на рельс действуют все время меняющиеся по величине и месту приложения силы. Эти силы вызывают изгиб рельса, упругое оседание рельса вместе с опорой, вибрацию, кручение, истирание, смятие.

Рельсы изготовляют из мартеновской или бессемеровской стали согласно требованиям государственных стандартов по сортаменту (размерам) и техническим условиям.

В таблице 10 приведены установленные ГОСТ 6368—82 размеры, расчетные данные и допуски при изготовлении рельсов узкой колеи.

Таблица 10

Поперечные сечения рельсов узкой колеи.

P11 P15 P18 P24

ГОСТ 5876—51* регламентирует химический состав стали, обработку рельсов, порядок испытаний, состояние наружной поверхности и торцов рельсов.

Рельсы первого сорта должны быть прямыми. Допускаются местные искривления со стрелой изгиба, не превышающей на любом участке рельса 3 мм на 1 пог. м. Скручивание и концевые искривления не допускаются. Концы рельсов обрезают под прямым углом к его продольной оси. Перекос в торцах не должен превышать 3 мм в любом направлении. Заусенцы более 2 мм не допускаются.

Наружная поверхность рельса должна быть чистой, без плен, рванин и трещин. Не допускаются также закаты глубиной более 1 мм. На шейке рельсов вне пределов накладок допускаются выступы высотой до 5 мм. В пределах накладки выступы должны быть удалены. Поверхность болтовых отверстий должна быть гладкой, без рванин и трещин. Рельсы, не удовлетворяющие перечисленным требованиям, относятся ко второму сорту.

Изготовленные рельсы подвергаются маркировке. На шейке каждого рельса в горячем состоянии выпуклыми буквами наносят товарный знак завода-изготовителя, год изготовления, тип рельса. Кроме того, на конце каждого рельса выбивают клеймо, указывающее номер плавки и категорию твердости (буквы «Н»—нормальные, Т—твердые или ПТ — повышенной твердости), а также клеймо отдела технического контроля.

Рельсы второго сорта окрашивают с одного торца красной краской. Помимо рельсов стандартных длин, на узкоколейных дорогах все большее распространение получают рельсы длиной 12,5; 24 и 25 м. Наряду с новыми широкое распространение находят и старогодные рельсы длиной 12,5 и 25 м, снятые по износу с линий широкой колеи (таблица 11).

Таблица 11
Основные данные о рельсах широкой колеи,
используемых на линиях узкоколейных железных дорог
Тип рельсовОсновные размеры,
мм
Момент инерции
Ix, мм4
Момент сопротивления
Wx, мм3
АБСпри износе головки в мм
369369
IV-a (30,8 кг/м)
Р33 (33,48 кг/м)
Р38 (38,42 кг/м)
120,5
128
135
100
110
114
53,5
60,0
68,0
708
912
1156
656
840
1075
602
765
998
118
140
174
110
130
163
102
120
150

П р и м е ч а н и е. Обозначения см. на рис. в табл. 10.

Укладка на узкоколейных железных дорогах длинных рельсов дает большой технико-экономический эффект — сокращение затрат на содержание пути, а также уменьшение сопротивления движению поездов. Уменьшение числа стыков благотворно сказывается на состоянии пути и ходовых частях подвижного состава. Применение железобетонных шпал дает возможность устройства на дорогах узкой колеи бесстыкового пути.


Обновлено: 27.11.2004
E-mail: k750mm@narod.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz