Узкоколейные железные дороги | |||||
Конструкция |
Техника |
Экономика История | Библиография | Ссылки О проекте | Гостевая книга | Карта сайта |
|||||
Главная > История | |||||
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Первая узкоколейная дорога общего пользования шириной колеи 1 067 мм в России была построена в 1871 г. от Новгорода до Чудова (73 км), а в 1878 г. продолжена на 96 км до Старой Руссы. В 1872 г. такую дорогу построили от Ярославля до Вологды (209 км), продлив ее впоследствии до Архангельска (625 км). С 1890 г. после некоторого перерыва в постройке за короткое время было сооружено около 2 000 км узкоколейных дорог, в том числе между населенными пунктами: Покровская Слобода — Уральск с ветками к Пугачевску и Александрову Гаю (666 км) шириной колеи 1 067 мм; Валга — Пярну, примыкающая к линиям Таллин (Ревель) — Тапа, Валга — Рига (в настоящее время входит в состав Прибалтийской дороги); Тула—Лихвин (112 км); Рязань — Владимир (209 км). Кроме того, были построены южные подъездные пути (теперешнее Гайворонское отделение Юго-Западной дороги) длиной 565 км, шириной колеи 750 мм и другие. Протяженность узкоколейных дорог общего пользования на всем земном шаре составляла к 1890 г, около 65 000 км, к 1912 г. — 185 000 км, к 1926 г. — 260 000 км и к началу 1958 г. — 270 311 км.
Дороговизна рельсов, их скреплений, шпал, подвижного состава, полосы отчуждения порождала стремление приобретать железнодорожное оборудование, детали и устраивать полосу отчуждения меньших размеров, что было дешевле. В результате дороги строились с разнообразной шириной колеи. Если 1 344 км государственных узкоколейных дорог имели 4 размера колеи — 750, 914, 917 и 1 000 мм, то 5 000 км частных дорог — 32 размера, часто
отличавшихся друг от друга на 1—2 мм.
В России в то время подвижной состав для узкой колеи никто не строил. Паровозы и вагоны приходилось приобретать из других стран по очень высокой цене.
|
|||||
|