Узкоколейные железные дороги
Конструкция  |  Техника  |  Экономика
История  |  Библиография  |  Ссылки
О проекте  |  Гостевая книга  |  Карта сайта
Точный размер !
Главная > Конструкция > Правила технической эксплуатации  

Утверждено
Министерством топливной
промышленности РСФСР
25 октября 1984 г.

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

2. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

3. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

4.1. Раздельные пункты

4.1.1. Железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на перегоны. Перегоны, расположенные между светофорами на линиях, оборудованных автоблокировкой, называются блок-участками.

4.1.2. Раздельными пунктами являются: станции, разъезды, путевые посты и погрузочные пункты.

4.1.3. В зависимости от периода работы раздельные пункты могут быть постоянными и временными, а по расположению на линии — конечными и промежуточными.

4.1.4. Пункты на перегонах, не имеющие путевого развития и предназначенные исключительно для посадки и высадки пассажиров, не являются раздельными пунктами и носят название пассажирских остановочных пунктов.

4.1.5. В зависимости от основного назначения и преимущественного характера работы станции могут называться грузовыми и пассажирскими.

4.1.6. Границами станций, разъездов и постов являются:

  • на однопутных линиях – входные светофоры;
  • на двухпутных линиях по каждому главному пути – с одной стороны – входной светофор, а с другой – сигнальный знак "Граница станции" (установленный на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом).

4.1.7. Каждому раздельному пункту и пассажирскому остановочному пункту присваиваются определенные наименования или номера, которые должны быть помещены на фасаде здания станции, поста или остановочного пункта. Номер блок-участка помещается на мачте проходного светофора автоблокировки.

4.2. Железнодорожные пути

4.2.1. Железнодорожные пути подразделяются на главные и станционные.

К главным путям относятся пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах раздельных пунктов.

К станционным путям, в зависимости от их назначения, относятся:

  • приемо-отправочные;
  • маневровые (в том числе обгонные и вытяжные);
  • грузовые (погрузочные, разгрузочные и перегрузочные);
  • деповские (локомотивного и вагонного хозяйства);
  • предохранительные тупики;
  • прочие пути, назначение которых определяется характером производимых на них операций.

4.2.2. Станционные пути с одинаковым назначением могут объединяться в отдельные группы, называемые парками.

4.2.3. На станциях, разъездах и путевых постах каждый путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный путь должен иметь свой номер. Не допускается присваивать одинаковые номера путям, стрелочным переводам и постам в пределах раздельного пункта, а на крупных станциях – в пределах одного парка станций. Порядок нумерации устанавливается начальником транспорта.

4.2.4. Пути и стрелочные переводы, расположенные на территории раздельного пункта, а также стрелочные переводы, граничащие с путями, переданными в ведение других служб, находятся в распоряжении службы эксплуатации. Пути, расположенные на территории локомотивного, вагонного, путевого и других хозяйств, находятся в распоряжении начальников этих хозяйств, которые обязаны обеспечивать нормальную эксплуатацию путей и содержание их в исправности и чистоте.

Ремонт всех путей, независимо от их принадлежности, должен производиться подразделениями службы пути.

4.3. Эксплуатация стрелочных переводов

4.3.1. Стрелочные переводы (стрелки), расположенные на главном и приемоотправочных путях, а также охранные и другие наиболее ответственные стрелочные переводы (ведущие на ветви примыкания, пути стоянки восстановительных и пожарных поездов, вагонов с опасными грузами) должны быть заперты в нормальном положении (накладкой или замком). Перечень стрелочных переводов, запираемых на специальные стрелочные замки, утверждается начальником транспорта и указывается в техническо-распорядительном акте станции.

4.3.2. Нормальным положением стрелочных переводов является:

  • для входных стрелок главного пути на станциях и разъездах однопутных линий – направление в каждом конце станции (разъезда) на разные пути;
  • для входных стрелок главных путей на станциях двухпутных линий – направление по соответствующим путям;
  • для всех остальных стрелок на главных путях перегонов и раздельных пунктов – направление по соответствующим главным путям.

Для стрелок, расположенных на приемо-отправочных путях, а в необходимых случаях и для стрелок путей, предназначенных для восстановительных и пожарных поездов, вагонов с опасными грузами и т.п., нормальное положение устанавливается начальником службы эксплуатации.

0Нормальное положение стрелочных переводов должно быть указано в техническо-распорядительном акте станции и выписках из него.

В другое положение стрелки могут переводиться при:

  • приеме и отправлении поездов;
  • маневровой работе;
  • занятии путей подвижным составом;
  • очистке, проверке и ремонте стрелок.

4.3.3. В отдельных случаях на перегонах с небольшими размерами движения с разрешения начальника транспорта могут быть уложены необслуживаемые стрелочные переводы, с обеих сторон которых устанавливаются специальные указатели.

Движение поездов по необслуживаемым стрелочным переводам должно производиться с обязательной остановкой для проверки поездной бригадой положения и состояния стрелки.

Необслуживаемые стрелочные переводы приписываются к определенным станциям или разъездам и указываются в их техническо-распорядительных актах.

4.3.4. Стрелочный пост должен находиться в ведении только одного работника - дежурного стрелочного поста, а там, где их нет, - дежурного по раздельному пункту, являющегося ответственным за перевод и обслуживание стрелок, а также и за безопасное по ним движение.

4.3.5. При приеме и отправлении поездов после установки стрелок в положение, соответствующее маршруту принимаемого или отправляемого поезда, стрелки должны запираться накладкой или на замок в этом положении.

4.3.6. Ключи от запертых стрелок, не включенных в станционную блокировку или в зависимость с сигналами, должны храниться у дежурного по раздельному пункту или на стрелочном посту.

Ключи от запертых стрелок, включенных в станционную блокировку или в зависимость с сигналами, хранятся в исполнительном аппарате или централизаторе на стрелочном посту или в распорядительном аппарате дежурного по станции.

Порядок замыкания и хранения ключей наиболее ответственных стрелок (пути стоянки восстановительных и пожарных поездов, вагонов с опасными грузами и т.п.) устанавливается начальником службы эксплуатации.

4.3.7. Перевод стрелок для приема и отправления поездов производится дежурным по раздельному пункту или по его поручению – дежурным стрелочного поста.

Перевод стрелок при маневровых передвижениях производится по распоряжению лица, руководящего маневрами.

4.3.8. Распоряжение диспетчера или дежурного по раздельному пункту о приготовлении маршрутов должно быть повторено дежурным стрелочного поста для удостоверения в том, что это распоряжение понято правильно. Выполнив распоряжение, дежурный стрелочного поста обязан немедленно доложить об этом лицу, давшему распоряжение.

4.3.9. Стрелочные переводы должны быть оборудованы стрелочными указателями – освещаемыми или неосвещаемыми. Разделение стрелочных указателей на освещаемые или неосвещаемые устанавливается техническо-распорядительным актом. Стрелочные переводы, включенные в электрическую централизацию, стрелочными указателями не оборудуются.

4.3.10. Обслуживание стрелочных переводов осуществляется дежурными стрелочного поста, а где их нет – дежурными по раздельным пунктам, которые обязаны: обеспечивать исправную работу стрелочных переводов, содержать их в чистоте, смазывать и подтягивать ослабленные болты и шурупы, а также следить за исправным освещением указателей.

Уход за необслуживаемыми стрелочными переводами раздельных пунктов, примыканий и разъездов на точках погрузки возлагается на монтеров пути.

4.3.11. При неисправности стрелочного перевода дежурный стрелочного поста обязан немедленно поставить в известность дежурного по раздельному пункту, который сообщает об этом поездному диспетчеру и одновременно делает запись о повреждении в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи.

Диспетчер должен сообщить о повреждении стрелочного перевода дорожному мастеру.

После устранения обнаруженной неисправности дорожный мастер делает запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи о времени устранения неисправности.

Если неисправность угрожает безопасности движения, дежурный стрелочного поста обязан подать сигнал о прекращении движения поездов по этому стрелочному переводу и оградить его сигналами.

На путях, не находящихся в ведении службы эксплуатации, лицо, обслуживающее стрелочный перевод, при его неисправности поступает так же, как и дежурный по раздельному пункту.

4.3.12. Все стрелочные переводы на станционных путях находятся в распоряжении службы эксплуатации, кроме стрелок путей локомотивного, вагонного, путевого и других хозяйств, которые находятся в распоряжении руководителей этих хозяйств, обеспечивающих содержание стрелочных переводов в исправности и чистоте.

Все виды ремонта и текущее содержание стрелочных переводов, а также установка стрелочных указателей производятся службой пути, а ремонт и содержание устройств СЦБ на стрелочных переводах – работниками службы СЦБ и связи.

4.4. График движения поездов

4.4.1. Движение поездов производится в соответствии с разработанным графиком движения.

Все работники железнодорожного транспорта и предприятий, связанные с движением поездов, обязаны обеспечить выполнение графика движения.

График движения торфяных поездов составляется на основе утвержденного плана поставки торфа с учетом движения пассажирских поездов и поездов с прочими грузами. График утверждается начальником транспорта.

4.4.2. Движение поездов в строгом соответствии с графиком обеспечивается правильной организацией технологического процесса работы станций и пунктов погрузки, выгрузки и перегрузки грузов, экипировки локомотивов, технического осмотра вагонов, депо и других подразделений, связанных с движением поездов.

4.4.3. График движения поездов должен предусматривать:

  • своевременную перевозку пассажиров, торфа и прочих грузов;
  • безопасность следования поездов по перегонам и через раздельные пункты;
  • наилучшее использование подвижного состава и погрузочно-разгрузочных устройств и машин.

4.4.4. График оборота локомотивов составляется на основе графика движения поездов с учетом наивыгоднейшего использования локомотива и установленной продолжительности непрерывной работы поездных бригад.

4.4.5. Расписания движения поездов или выписки из них выдаются работникам, связанным с движением поездов, по указанию начальника транспорта.

4.4.6. По роду перевозок и очередности пропуска поезда подразделяются на следующие.

В н е о ч е р е д н ы е: санитарные – для оказания медицинской помощи и перевозки больных; пожарные – для тушения пожаров; восстановительные – для восстановления связи, СЦБ поврежденных путей и искусственных сооружений, а также для подъемки сошедшего с рельсов подвижного состава; снегоочистители – для ликвидации снежных заносов.

О ч е р е д н ы е: пассажирские; торфовозные; хозяйственные; поезда, не предусмотренные графиком движения (в том числе и автодрезины).

4.4.7. Назначение и отмена поездов осуществляются:

  • предусмотренных графиком движения - начальником службы эксплуатации;
  • внеочередных и поездов, не предусмотренных графиком движения, — дежурным поездным диспетчером.

4.4.8. Движением поездов на участке руководит только дежурный поездной диспетчер, который отвечает за выполнение графика движения поездов по своему участку.

Приказы поездного диспетчера должны безоговорочно выполняться работниками, связанными непосредственно с движением поездов.

Запрещается кому-либо давать оперативные распоряжения о движении поездов на участке помимо дежурного поездного диспетчера.

4.4.9. Время проследования, прибытия и отправления поездов по всем раздельным пунктам отмечается дежурным поездным диспетчером в графике исполненного движения.

4.4.10. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения поездов. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления – нечетные.

Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении.

4.5. Организация технической работы станции

Общие положения

4.5.1. Работой раздельного пункта руководит дежурный по раздельному пункту, дежурный стрелочного поста, которому дается право приема, отправления и пропуска поездов.

Распределение дежурных работников службы эксплуатации по каждому раздельному пункту устанавливается приказом по предприятию промышленного железнодорожного транспорта (торфопредприятию).

4.5.2. Организация использования технических средств раздельного пункта оформляется техническо-распорядительным актом, которым устанавливается порядок безопасного и беспрепятственного приема, отправления и проследования поездов, а также безопасный и четкий порядок проведения маневровых работ.

4.5.3. Техническо-распорядительный акт составляется в соответствии с настоящими Правилами и Инструкциями по движению поездов и сигнализации на узкоколейных железных дорогах торфяной промышленности и утверждается начальником службы эксплуатации или начальником транспорта.

Организация и порядок работы, установленные техническо-распорядительным актом, обязательны для работников всех служб и отделов железнодорожного транспорта.

4.5.4. Техническо-распорядительные акты пересматриваются по мере необходимости, при частичном или полном переустройстве раздельного пункта и при изменении технологического процесса работы.

4.5.5. Выписки из техническо-распорядительного акта вывешиваются в помещениях дежурных по раздельным пунктам, стрелочных постов, депо, пунктов экипировки и др.

Производство маневров

4.5.6. Маневровая работа должна выполняться по технологическому процессу, обеспечивающему:

  • бесперебойный прием поездов;
  • своевременное формирование и отправление поездов;
  • своевременную подачу вагонов под грузовые операции и уборку их после окончания этих операций;
  • наименьшую затрату времени на маневры;
  • наилучшее использование маневровых средств и технических устройств;
  • безопасность движения и личную безопасность работников, связанных с маневрами, а также сохранность подвижного состава и груза.

4.5.7. Движением маневрового локомотива или состава может распоряжаться только один работник, ответственный за производство маневров (дежурный по раздельному пункту или дежурный стрелочного поста, а там, где они отсутствуют, – кондуктор), который обязан обеспечить точное выполнение заданий на маневровую работу и правильное формирование поездов.

4.5.8. Кондуктор руководит маневрами, формированием составов и одновременно выполняет функции составителя в процессе производства маневровых работ. В пути следования по особому распоряжению начальника отдела эксплуатации кондуктор может выполнить функции проводника вагонов.

4.5.9. Запрещается машинисту локомотива, производящему маневры, приводить в движение локомотив без получения сигнала руководителя маневров и дачи ответного сигнала с локомотива. Перед выездом на стрелки машинист должен получить также сигнал дежурного стрелочного поста о готовности стрелок для маневрового движения или убедиться в наличии разрешающего показания маневрового сигнала.

4.5.10. Запрещается производство маневров на главных путях или с пересечением их, а также маневров с выездом за выходные стрелки. В отдельных случаях указанные маневры могут допускаться только с разрешения дежурного по раздельному пункту. При этом на станциях, где разрешен одновременный прием поездов противоположных направлений, должны быть закрыты входные сигналы со стороны маневровой работы, а на станциях, где одновременный прием поездов не разрешается, – с обеих сторон.

4.5.11. Выход маневрового состава за границы станции на однопутных участках и по неправильному пути на двухпутных участках может производиться лишь с согласия дежурного соответствующего соседнего раздельного пункта и поездного диспетчера с выдачей машинисту установленного разрешения. Выход за границы станции по правильному пути на двухпутных участках допускается с согласия дежурного поездного диспетчера по устному разрешению дежурного по раздельному пункту.

4.5.12. Маневры на станциях, расположенных на уклонах более 2,5 ‰, а также имеющих неблагоприятный профиль подхода (спуск в сторону перегона), при отсутствии вытяжного тупика могут производиться только при условии, если локомотив будет поставлен со стороны спуска.

Запрещается при маневрах двигаться со скоростью более:

  • 20 км/ч – при передвижениях локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, по свободным путям;
  • 10 км/ч – при движении вагонами вперед по свободным путям и при движении по стрелочным переводам на боковые пути, независимо от того, с какой стороны находится локомотив;
  • 5 км/ч – при маневрах с вагонами, занятыми людьми, цистернами с горючим и аммиаком, а также негабаритными и прочими опасными грузами;
  • 3 км/ч – при подходе к вагонам локомотивов (одиночных или с вагонами) и при передвижении подвижного состава по вагонным весам.

4.5.13. На станционных путях подвижной состав должен устанавливаться в границах, обозначенных предельными столбиками.

Находящиеся на путях вагоны, с которыми не производятся маневры, должны быть сцеплены и заторможены.

При постановке вагонов на пути с уклоном более 2,5 ‰ закрепление должно производиться ручными тормозами или тормозными башмаками до отцепки локомотива.

4.5.14. Вагоны с опасными грузами устанавливаются на отдельные пути, затормаживаются, укрепляются башмаками во избежание угона и ограждаются переносными сигналами остановки.

Стрелочные переводы, ведущие на путь стоянки вагонов с опасными грузами, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на этот путь. Маневры с такими вагонами производятся с прикрытием их от локомотива не менее чем одним вагоном.

4.5.15. Запрещается занимать пути восстановительных и пожарных поездов другим подвижным составом. Занятие предохранительных тупиков каким бы то ни было подвижным составом не допускается.

Формирование поездов

4.5.16. Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, снабженный соответствующими сигналами и обслуживаемый поездной бригадой.

4.5.17. Состав поездных бригад устанавливается начальником транспорта.

Поезда должны формироваться в полном соответствии с настоящими Правилами и графиком движения поездов.

4.5.18. За правильность формирования состава поезда несет ответственность лицо, формирующее состав: кондуктор или помощник машиниста.

4.5.19. Для перевозки негабаритных грузов должны формироваться специальные поезда.

Погрузка и сопровождение таких грузов должны производиться в соответствии с правилами перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

Определение массы и длины поезда

4.5.20. Нормы и скорости движения поездов определяются тяговыми и технико-экономическими расчетами.

4.5.21. Длина поезда не должна превышать полезной длины приемо-отправочных путей на участке обращения данного поезда.

Пропуск отдельных длинносоставных поездов, не помещающихся на одном пути, допускается по особому распоряжению поездного диспетчера с установлением в каждом случае точного порядка пропуска таких поездов.

Постановка вагонов в поезда

4.5.22. Запрещается ставить в поезда:

  • вагоны технически неисправные, угрожающие безопасности движения;
  • вагоны, загруженные сверх установленной грузоподъемности;
  • платформы и полувагоны, погруженные с нарушением Правил перевозки грузов и пассажиров узкоколейными железными дорогами на предприятиях торфяной промышленности;
  • вагоны, имевшие сход с рельсов или бывшие в поездах, потерпевших крушение или аварию, впредь до осмотра их и признания годными для движения;
  • вагоны, не имеющие трафарета о выполненных видах ремонта и осмотра или с трафаретами о нарушенных сроках ремонта и осмотра, за исключением вагонов, следующих по особым документам как груз на своих осях;
  • платформы и полувагоны с грузами, выступающими за пределы габарита подвижного состава, если о следовании таких вагонов не будет дано особых указаний;
  • платформы с незакрытыми бортами, за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями;
  • полувагоны с открытыми или не полностью закрытыми люками.

Размещение вагонов в пассажирских поездах

4.5.23. Запрещается включать в пассажирские поезда грузовые вагоны и платформы.

В отдельных случаях формируются грузопассажирские поезда, порядок следования которых устанавливается начальником транспорта. Однако в такие поезда запрещается ставить вагоны с опасными, легковоспламеняющимися и зловонными грузами.

4.5.24. В первом и последнем вагонах пассажирских поездов крайние торцевые двери должны быть заперты, а переходные площадки закреплены в поднятом положении.

Размещение вагонов в грузовых поездах

4.5.25. При формировании поездов из груженых или порожних вагонов в голову поезда ставятся наиболее тяжелые вагоны.

Масса груза в вагоне определяется по грузовым документам или техническим нормам загрузки.

4.5.26. Перевозка транспортных рабочих, рабочих торфяных предприятий допускается в пассажирских вагонах грузопассажирских и хозяйственных поездов.

Порядок размещения в поездах пассажирских вагонов устанавливается начальником транспорта.

4.5.27. Последним в поезде должен быть вагон с тормозной площадкой.

При наличии в поезде нескольких тормозных вагонов они размещаются равномерно по всему составу.

Расчет тормозов и порядок включения их в поезда

4.5.28. Число тормозов в каждом поезде должно соответствовать массе поезда и скорости, принятым на данном участке, и руководящему спуску участка.

4.5.29. Для расчета числа тормозов в поездах начальником транспорта утверждаются и объявляются в приказе:

  • единый расчетный тормозной путь для всех участков;
  • тормозные таблицы для грузовых и пассажирских поездов;
  • руководящий спуск и установленные скорости движения поездов по участкам.

4.5.30. Величина усилия тормозных колодок подвижного состава, условная масса локомотивов и вагонов, а также таблицы для расчета ручного и автоматического торможений приведены в приложении 2.

4.5.31. Расчет тормозов при смешанном торможении производится отдельно для каждой части поезда, следующей на автоматическом и ручном торможении. Избыток тормозов одной части засчитывается для покрытия недостатка другой.

Независимо от этого часть поезда с ручным торможением должна иметь число обслуживаемых ручных тормозов, обеспечивающих остановку оторвавшихся вагонов с ручным торможением.

Сцепление подвижного состава

4.5.32. Сцепление подвижного состава должно производиться на обе цепи или на автосцепку. Запрещается производить сцепление вагонов или локомотивов с вагонами на одну цепь, в том числе и при маневровой работе.

4.5.33. Расстояние (по высоте) между продольными осями ударно-тяговых устройств смежных вагонов в поезде допускается не более 100 мм, а для головок автосцепок не более 60 мм. В случае превышения этих расстояний разрешается ставить вагоны в хвост поезда.

4.5.34. Ответственным за правильное сцепление вагонов в поезде является кондуктор (помощник машиниста), производивший сцепление.

Ответственным за техническое состояние ударно-тяговых устройств является осмотрщик вагонов.

За правильность сцепления локомотива с первым вагоном отвечает машинист локомотива.

Осмотр вагонов в поездах

4.5.35. Состав поезда должен подвергаться осмотру на станциях – по прибытии, при формировании и перед отправлением; на пунктах технического осмотра, погрузки и выгрузки.

4.5.36. При осмотре поезда проверяются: осмотрщиком вагонов – исправность подвижного состава и действие тормозов; дежурным по раздельному пункту и кондуктором – наличие сигналов, правильность размещения и сцепления вагонов, а также расположение и закрепление грузов на платформах.

В случае необходимости (при отсутствии осмотрщика) технический осмотр вагонов при включении их в поезда возлагается на машиниста локомотива.

4.5.37. Опробование автоматических тормозов в поезде производится:

  • полное – на станциях формирования перед отправлением поезда;
  • при смене локомотивов или передаче управления машинисту второго локомотива в случае неисправности тормозов у первого локомотива, возникшей при следовании по перегону;
  • сокращенное – при всяком разъединении рукавов в составе поезда; после стоянки поезда более 20 мин; при падении давления в главном резервуаре ниже 0,5 МПа.

Полное опробование с выдержкой времени производится на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, перечень которых устанавливается приказами начальника транспорта.

При следовании поезда на ручных тормозах проверка исправности их действия проводится на станциях формирования перед отправлением поезда и при смене локомотива.

4.5.38. После полного опробования автоматических тормозов и полного опробования с выдержкой времени перед затяжными спусками, а при следовании поезда на ручном или смешанном торможении – после проверки действия автоматических и ручных тормозов осмотрщик вагонов вручает через кондуктора (помощника машиниста) машинисту ведущего локомотива справку установленной формы об исправном действии тормозов, об имеющемся в составе тормозном нажатии и количестве действующих обслуживаемых ручных тормозов.

На раздельных пунктах, где отсутствуют пункты технического осмотра вагонов, полное и сокращенное опробование автоматических тормозов и его оформление производится поездной бригадой.

4.5.39. Осмотрщик вагонов должен обеспечивать постановку в состав поезда только исправных вагонов. Технический осмотр должен осуществляться своевременно и в точном соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов.

Снаряжение поездов

4.5.40. Все поезда и локомотивы должны быть снабжены сигналами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на узкоколейных железных дорогах торфяной промышленности.

4.5.41. Пассажирские поезда снабжаются огнетушителями, аптечками, топливом в холодное время, приборами и материалами для освещения.

4.5.42. Поезда, перевозящие легковоспламеняющиеся грузы, должны быть снабжены противопожарными средствами.

4.5.43. На локомотивах должны быть:

  • необходимые средства для быстрого соединения частей поезда в случае обрыва сцепки;
  • инструменты для устранения незначительных повреждений подвижного состава;
  • углекислотные огнетушители;
  • другой инвентарь по нормам, установленным начальником транспорта.

4.5.44. Поезд обслуживается локомотивной бригадой. Пассажирский поезд, кроме того, обслуживается проводниками вагонов.

Постановка локомотива в поезда

4.5.45. Действующие локомотивы ставятся в голове поезда. При двойной тяге впереди ставится локомотив, более легко вписывающийся в кривые; при одинаковой вписываемости впереди ставится локомотив более легкого типа.

4.5.46. Применение подталкивающих локомотивов допускается по особому распоряжению начальника транспорта и только для грузовых поездов.

4.6. Движение поездов

Общие требования

4.6.1. Каждый раздельный пункт в части руководства движением поездов и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: дежурного, по раздельному пункту, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездного диспетчера; машиниста локомотива (при двойной тяге – ведущего).

На крупных станциях может быть несколько дежурных по станции, постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции, посту или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции.

4.6.2. На раздельных пунктах машинист локомотива и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по раздельному пункту, а в случае его отсутствия – поездного диспетчера.

4.6.3. Каждый пассажирский, почтово-багажный и грузопассажирский поезд должен приниматься, как правило, на определенный путь, а грузовые поезда – на определенные группы путей.

Порядок использования путей для приема и отправления поездов должен быть указан в техническо-распорядительном акте станции.

4.6.4. Дежурный по раздельному пункту обязан обеспечить подготовку маршрутов для своевременного приема, пропуска и отправления поездов. За всякую не вызванную необходимостью задержку поезда у закрытого входного сигнала дежурный по раздельному пункту несет строгую ответственность.

На раздельных пунктах временное занятие приемо-отправочных путей отдельными вагонами или группами вагонов может быть допущено только по разрешению поездного диспетчера.

4.6.5. Начальник станции обязан контролировать работу дежурных по станции, операторов поста централизации и дежурных стрелочного поста по выполнению операций, связанных с приемом и отправлением поездов и производством маневров, особенно в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ. Начальник станции должен организовать работу дежурных по станции, чтобы при безусловном обеспечении безопасности движения не допускались задержки поездов.

4.6.6. Помещение дежурного по станции (раздельного пункта) должно быть изолировано. Правом входа в помещение дежурного пользуются только начальник станции, лица, непосредственно работающие совместно с дежурным, и работники, контролирующие действия дежурного и исправность приборов управления. На раздельных пунктах, где не предусмотрен штат работников службы эксплуатации, операции по приему и отправлению поездов, производству маневров, техническому обслуживанию стрелочных переводов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов выполняются работниками других служб порядком, установленным начальником транспорта.

Прием поездов

4.6.7. Прием поездов на раздельный пункт должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого техническо-распорядительным актом, и только при открытом входном сигнале.

Для приема на раздельный пункт подталкивающих локомотивов могут устанавливаться определенные участки путей. Перечень таких раздельных пунктов и порядок приема на них подталкивающих локомотивов, обеспечивающий безопасность движения, определяются начальни¬ком транспорта.

В необходимых случаях допускается прием восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, резервных локомотивов, снегоочистителей, дрезин несъемного типа, а также хозяйственных поездов и путевых машин (при производстве работ с закрытием перегона) на свободные участки станционных путей. Порядок приема этих поездов, обеспечивающий безопасность движения, устанавливается Инструкцией по движению поездов на узкоколейных железных дорогах торфяной промышленности.

4.6.8. Запрещается дежурному по раздельному пункту открывать входной сигнал, не убедившись в том, что маршрут для приема поезда готов, стрелки заперты, путь приема свободен и маневры на стрелках маршрута приема прекращены.

Входной сигнал должен открываться дежурным по раздельному пункту лично или по его указанию оператором поста централизации. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, входной сигнал открывается поездным диспетчером.

Входной сигнал должен закрываться автоматически после прохода его первой колесной парой прибывающего поезда, а на раздельных пунктах, не имеющих электрических рельсовых цепей, – дежурным по раздельному пункту или дежурным стрелочного поста после прохода сигнала всем составом прибывающего поезда.

4.6.9. Не допускается прием поезда на станцию (раздельный пункт) при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала. Прием поезда на станцию (раздельный пункт) при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала может быть осуществлен по пригласительному сигналу, с проводником или по специальному разрешению дежурного по раздельному пункту только в исключительных случаях, в порядке, предусмотренном Инструкцией по движению поездов.

Скорость следования поезда при приеме на станцию в этих случаях должна быть не более 10 км/ч, при этом машинист обязан вести поезд с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

4.6.10. Дежурный по раздельному пункту, а на участках с диспетчерской централизацией – поездной диспетчер, перед приемом поезда обязан:

  • убедиться в свободности пути приема поезда;
  • прекратить маневры с выходом на путь и маршрут приема поезда;
  • приготовить маршрут приема поезда;
  • открыть входной сигнал.

Порядок действия дежурных и поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с приемом поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов.

4.6.11. Одновременный прием поездов противоположных направлений запрещается:

  • на станциях однопутных линий, не имеющих предохранительных тупиков, если подход к станциям (хотя бы с одной стороны) имеет на протяжении тормозного пути спуск круче 6 ‰;
  • на станциях двухпутных линий, на которых принимаемые и отправляемые поезда пересекают главный путь другого направления;
  • при подходе к раздельному пункту на однопутном участке двух поездов, из которых один по расписанию не имеет остановки. На раздельных пунктах, где допускается одновременный прием поездов, в случае их одновременного подхода первым принимается поезд, для которого условия остановки у закрытого входного сигнала или трогания с места менее благоприятны или поезд, за которым отправлен вслед другой поезд.

4.6.12. Прибывающий на раздельный пункт поезд должен остановиться в границах предельных столбиков. В тех случаях, когда хвост остановившегося поезда оказался за предельным столбиком, кондуктор и дежурный стрелочного поста обязаны подать сигнал машинисту о продвижении поезда вперед.

Прием с остановкой поезда, длина которого превышает полезную длину пути раздельного пункта, производится только по разрешению поездного диспетчера с отцепкой головной части и установкой ее на другой путь.

При невозможности этого кондуктор или дежурный стрелочного поста обязаны немедленно оградить ту часть поезда, которая вышла за границы предельных столбиков, соответствующими сигналами со стороны соседних путей и доложить об этом дежурному по раздельному пункту.

4.6.13. Дежурный по раздельному пункту встречает каждый прибывающий поезд, следя за его исправным состоянием, наличием и правильным показанием поездных сигналов.

На раздельных пунктах, где пути приема поездов удалены или где по местным условиям дежурный по раздельному пункту не может встречать поезда, их должны встречать дежурные стрелочного поста.

О прибытии поезда на раздельный пункт в полном составе дежурный по раздельному пункту убеждается по докладу дежурного стрелочного поста или лично.

На участках с диспетчерской централизацией, где нет дежурных по раздельному пункту, и на раздельных пунктах, расположенных на участках с автоматической блокировкой, где дежурный по местным условиям не может встречать поезда и нет дежурных стрелочного поста, прибытие поездов контролируется по показаниям приборов управления.

Перечень раздельных пунктов, где дежурные по раздельным пунктам могут не встречать поезда, условия обеспечения безопасности движения при приеме поездов устанавливаются начальником транспорта.

4.6.14. Время фактического прибытия или проследования каждого поезда и его номер дежурный по раздельному пункту обязан отметить в настольном журнале движения поездов и немедленно сообщить дежурному по соседнему раздельному пункту, отправившему поезд, и поездному диспетчеру.

На участках с интенсивным движением порядок передачи сведений о прибытии и отправлении поездов устанавливается Инструкцией по движению поездов.

4.6.15. При приеме пассажирского или грузового поезда на путь, соседний с занятым пассажирским поездом, дежурный по раздельному пункту обязан подать прибывающему поезду сигнал уменьшения скорости, а машинист прибывающего поезда должен снизить скорость до 5 км/ч и подавать оповестительные сигналы.

Отправление поездов

4.6.16. Дежурному по раздельному пункту запрещается отправлять поезда на однопутных и по неправильному пути на двухпутных участках без согласия дежурного по раздельному пункту, на который отправляется поезд.

На однопутных участках, оборудованных автоблокировкой, поезда отправляются по указанию поездного диспетчера без предварительного согласия дежурного по соседнему раздельному пункту после освобождения первого блок-участка.

На двухпутных участках отправление поездов производится по указанию дежурного по раздельному пункту, с которого поезда отправляются по правильному пути, после получения уведомления о прибытии ранее отправленного поезда, а при автоблокировке – после освобождения первого блок-участка. Предварительного согласия дежурного по раздельному пункту, на который отправляется поезд, не требуется.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, отправление поездов производится только по указанию поездного диспетчера.

4.6.17. Дежурный по раздельному пункту, а на участках с диспетчерской централизацией – поездной диспетчер, перед отправлением поезда обязан:

  • убедиться в свободности перегона, а при автоматической блокировке – первого блок-участка;
  • прекратить маневры с выходом на маршрут отправления поезда;
  • приготовить маршрут отправления;
  • открыть выходной светофор или вручить машинисту другое разрешение на занятие перегона.

Порядок действия дежурных по раздельным пунктам и поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с отправлением поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов.

4.6.18. Запрещается отправление поезда на перегон без разрешения дежурного по раздельному пункту.

Разрешением на занятие перегона для машиниста отправляющегося поезда служит разрешающее показание выходного сигнала, а при его неисправности или при отправлении поезда с путей, где не имеется выходных сигналов, – письменное разрешение установленной формы, приказ дежурного по раздельному пункту, переданный по радиосвязи, или жезл.

4.6.19. Запрещается дежурному по раздельному пункту, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, – поездному диспетчеру, открывать выходной сигнал или давать другое разрешение на занятие перегона, не убедившись в том, что маршрут для отправления поезда готов, стрелки заперты, маневры на стрелках маршрута отправления прекращены, техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава закончены.

При отправлении поездов со станций их формирования, станций, где к составу поезда производилась прицепка (отцепка) вагонов, или станций, где предусмотрена замена сигнальных дисков, обозначающих хвост поезда, дежурный по станции перед открытием выходного сигнала или выдачей машинисту локомотива разрешения на занятие перегона должен также убедиться в наличии поездного сигнала на последнем вагоне.

4.6.20. Выходной сигнал должен открываться дежурным по раздельному пункту лично или по его указанию оператором поста централизации. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, выходной сигнал открывается поездным диспетчером.

Выходной сигнал должен закрываться автоматически после прохода его первой колесной парой отправляющегося поезда, а на раздельных пунктах, не имеющих электрических рельсовых цепей, – дежурным по раздельному пункту, оператором поста централизации или дежурным стрелочного поста после прохода сигнала всем составом отправившегося поезда.

4.6.21. При отправлении поезда со станционных путей при запрещающем выходном сигнале, а также с путей, не имеющих выходных сигналов, запрещается машинисту ведущего локомотива при наличии разрешения на занятие перегона приводить в движение поезд без указания дежурного по раздельному пункту, переданного по радиосвязи, или сигнала отправления, поданного дежурным по раздельному пункту, либо по его указанию дежурным стрелочного поста или кондуктором (помощником машиниста). Порядок подачи сигнала отправления устанавливается начальником транспорта.

Перед приведением поезда в движение машинист локомотива (при двойной тяге – ведущего) и его помощник должны проверить, не подаются ли с поезда или работниками станции сигналы остановки.

Проводники вагонов пассажирского поезда при наличии препятствия к безопасному следованию должны немедленно принять меры к остановке поезда.

4.6.22. В случае остановки на перегоне пассажирского поезда из-за применения стоп-крана или вследствие самопроизвольного торможения проводники должны немедленно подать в сторону локомотива сигнал остановки и осмотреть обслуживаемые ими вагоны.

При остановке поезда на перегоне помощник машиниста должен осмотреть поезд, выяснить, в полном ли он составе по номеру последнего вагона, и проверить наличие поездного сигнала на этом вагоне.

Движение пассажирского поезда возобновляется после снятия сигналов остановки всеми проводниками вагонов, а остальных поездов – по докладу помощника машиниста.

Порядок приведения поезда в движение на перегоне в других случаях остановки, не предусмотренной графиком движения (для посадки или высадки людей, погрузки или выгрузки грузов), устанавливается Инструкцией по движению поездов.

4.6.23. Разрешение на занятие перегона там, где нет выходных сигналов, а также в случаях отправления поезда при запрещающем показании выходного сигнала, вручается машинисту ведущего локомотива дежурным по раздельному пункту лично или через одного из работников локомотивной бригады этого поезда, дежурного по парку, оператора, дежурного стрелочного поста или кондуктора (помощника машиниста).

Машинист обязан убедиться в правильности полученного разрешения на занятие перегона.

Порядок вручения машинистом локомотивов разрешений на занятие перегона, обеспечивающий безопасность движения, указывается в техническо-распорядительном акте станции.

4.6.24. Одновременное отправление поезда и прием поезда, следующего в том же направлении, запрещается:

  • на станциях однопутных линий, не имеющих предохранительных тупиков, если подход к станции со стороны принимаемого поезда имеет на протяжении тормозного пути спуск круче 6 ‰;
  • на станциях двухпутных линий, если отправляемые поезда пересекают пути принимаемым поездам.

Машинист локомотива после получения сигнала кондуктора (помощника машиниста) подает сигнал отправления и приводит поезд в движение.

4.6.25. Дежурный по раздельному пункту провожает каждый отправляемый или следующий безостановочно по станции поезд, следя за исправным его состоянием, наличием и правильным показанием поездных сигналов.

Об отправлении поезда в полном составе дежурный по раздельному пункту убеждается по докладу дежурного стрелочного поста или лично.

На раздельных пунктах, где пути отправления поездов удалены или где по местным условиям дежурный по раздельному пункту не может провожать поезда, их должны провожать дежурные стрелочного поста.

На раздельных пунктах с диспетчерской централизацией, где нет дежурных, и на раздельных пунктах, имеющих электрическую изоляцию путей и стрелок, где дежурный по раздельному пункту по местным условиям не может провожать поезда и нет дежурных стрелочного поста, отправление поездов контролируется по показаниям приборов управления.

Перечень раздельных пунктов, где дежурные могут не провожать поезда, и условия обеспечения безопасности движения при отправлении поездов устанавливаются начальником транспорта.

Работник, провожающий поезд, обязан убедиться, что поезд проследовал в полном порядке.

В случае обнаружения в поезде неисправности, угрожающей безопасности движения, а также при проследовании поезда без установленных поездных сигналов работник, провожающий поезд, обязан принять меры к его остановке.

4.6.26. Контроль за правильностью формирования поезда несет дежурный по раздельному пункту.

Дежурный по раздельному пункту перед отправлением поезда должен в точном соответствии с технологическим процессом работы станции, техническо-распорядительным актом, графиком движения и планом формирования поездов проверить правильность и прочность крепления грузов на открытом подвижном составе, убедиться, что сохранность грузов полностью обеспечена, поезд имеет установленные сигналы и снабжен необходимым поездным инвентарем.

Техническое обслуживание поездных сигнальных приборов, обозначающих хвост грузовых и грузопассажирских поездов, навешивание сигнальных приборов на эти поезда и снятие их возлагается на поездные бригады.

4.6.27. На все грузовые и грузопассажирские поезда на станциях формирования перед отправлением поезда машинисту локомотива (при двойной тяге – ведущего локомотива) выдаются натурный лист установленной формы и грузовые документы в запечатанном виде. На поездах, в которых имеется кондуктор, натурный лист и грузовые документы выдаются ему. В этом случае кондуктор обязан ознакомить машиниста по натурному листу с составом отправляемого поезда.

При прицепках и отцепках вагонов в пути следования в натурный лист поезда дежурным по раздельному пункту или кондуктором (помощником машиниста) должны вноситься соответствующие изменения.

4.6.28. Время фактического отправления или проследования каждого поезда и его номер дежурный по раздельному пункту обязан отметить в настольном журнале движения поездов, немедленно сообщить дежурному по соседнему раздельному пункту, на который отправлен поезд, и поездному диспетчеру, а при необходимости одновременно передать и другие данные, характеризующие состав поезда.

Отправление поездов вслед

4.6.29. Отправление поездов вслед с разграничением по времени допускается в светлое время суток по особому в каждом случае распоряжению поездного диспетчера. При отправлении поездов вслед машинистам обоих поездов выдается разрешение на право занятия перегона, а машинисту второго поезда, кроме того, – предупреждение об отправлении вслед.

4.6.30. Отправление поездов вслед с разграничением по времени может производиться только при исправном действии сигнализации и связи и промежутке времени между отправлением поездов не менее 5 мин.

4.6.31. Запрещается отправление вслед:

  • пассажирских и других поездов с людьми, а также поездов с опасными или негабаритными грузами (вслед за этими поездами также не допускается отправление других поездов);
  • если идущему впереди поезду предстоит остановка на перегоне;
  • при движении поездов вагонами вперед;
  • во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость сигналов;
  • за поездами, не умещающимися на одном пути приема;
  • на перегонах с примыканием путей.

Средства сигнализации и связи при движении поездов

4.6.32. Движение поездов производится при следующих средствах и системах:

  • автоматической блокировке;
  • полуавтоматической блокировке;
  • по электрожезловой системе;
  • диспетчерской централизации;
  • по системе телефонной связи с выдачей или без выдачи путевых телефонограмм;
  • по системе поездных приказов диспетчера;
  • по системе письменных извещений.

4.6.33. При автоматической блокировке:

  • разрешением на занятие поездом блок-участка служит разрешающее показание выходного или проходного светофора;
  • как исключение, на проходных светофорах (кроме находящихся перед входными светофорами), расположенных на затяжных подъемах, допускается в каждом отдельном случае с разрешения начальника транспорта установка условно-разрешающего сигнала — щита с отражательным знаком в виде буквы Т. Наличие этого сигнала служит разрешением на проследование красного огня светофора без остановки грузовому поезду. При этом машинист должен вести поезд так, чтобы проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановить его, если встретится препятствие для дальнейшего движения;
  • после остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом, ему запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободится. Если машинист не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда, он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающего огня, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

В случае, когда следующий проходный светофор будет в таком же положении, движение поезда после остановки продолжается тем же порядком.

4.6.34. При полуавтоматической блокировке:

  • разрешением на занятие поездом перегона служит разрешающее показание выходного или проходного светофора;
  • на однопутных участках для открытия выходного светофора необходимо предварительно получить по блок-аппарату от дежурного по соседнему раздельному пункту, на который отправляется поезд, блокировочный сигнал согласия или переключить блок-систему на соответствующее направление движения.

4.6.35. При перерыве действия всех установленных средств сигнализации и связи движение поездов производится на однопутных участках посредством письменных извещений, а на двухпутных – с разграничением времени, положенным на проследование поездов между станциями.

Порядок организации движения поездов при перерыве действия всех установленных средств сигнализации и связи устанавливается Инструкцией по движению поездов.

4.6.36. При движении поездов по электрожезловой системе разрешением на занятие перегона служит жезл, вручаемый машинисту локомотива дежурным по раздельному пункту лично или через кондуктора.

4.6.37. При движении поездов по системе поездных приказов диспетчера разрешением на занятие перегона служит устное разрешение дежурного поездного диспетчера, переданное по телефону или селектору кондуктору поезда, а при его отсутствии – машинисту локомотива.

Скорость движения поездов

4.6.38. Скорость движения поездов и самодвижущихся единиц устанавливается особым распоряжением начальника транспорта.

4.6.39. Время прохода поездов по перегону отмечается: дежурным по раздельному пункту – в журнале движения поездов; диспетчером – в графике исполненного движения.

Выдача предупреждений

4.6.40. Предупреждения на поезда выдаются:

  • при неисправности пути, сигналов, искусственных и других сооружении, а также при производстве строительных и ремонтных работ, требующих уменьшения скорости или остановки поезда в пути;
  • при вводе в действие новых и при перемещении действующих постоянных сигналов;
  • при отправлении поезда с негабаритными грузами с указанием порядка следования такого поезда;
  • при работе на перегоне двухпутного участка снегоочистителя, путевых машин, путеукладчика и подъемного крана;
  • при включении в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка пути;
  • при работе съемных дрезин и путевых вагончиков в условиях плохой видимости;
  • во всех других случаях, когда необходимо предупредить поездные бригады об особых условиях следования поезда.

4.6.41. Порядок выдачи предупреждений устанавливается Инструкцией по движению поездов.

Порядок движения поездов

4.6.42. На двухпутных участках, как правило, каждый главный путь служит для движения поездов в одном направлении (движение одностороннее).

4.6.43. Порядок движения поездов колеи 1520 и 750 мм по совмещенным путям устанавливается начальником транспорта.

4.6.44. При регулировании движения поездов может применяться отправление поездов по неправильному пути по распоряжению поездного диспетчера на тех участках, где это разрешено приказом начальника транспорта.

4.6.45. Отправление пассажирских поездов по неправильному пути может допускаться лишь в исключительных случаях по особому приказу начальника службы эксплуатации.

4.6.46. Следование поездов вагонами вперед допускается:

  • при маневровой работе;
  • при подаче вагонов на грузовые пути и обратно;
  • при необходимости осаживания для взятия состава с места или возвращения на станцию отправления;
  • при движении грузовых поездов на участках, где отсутствуют пути для обгона локомотива;
  • при движении восстановительных и пожарных поездов;
  • на главных путях малодеятельных линий по особому распоряжению начальника транспорта.

Порядок вождения поездов машинистами локомотивов

4.6.47. Машинист локомотива обязан:

  • хорошо знать устройство локомотива, профиль участка, расположе¬ние на нем постоянных сигналов и их назначение, а также расписание движения поездов;
  • обеспечить безопасное следование поездов с точным соблюдением порядка движения, установленного графиком;
  • перед выездом под поезд, а также при смене бригады проверить исправность механизмов локомотива, особенно действие тормозов и песочниц.

4.6.48. Перед отправлением поезда со станции после прицепки локомотива машинист должен убедиться в том, что локомотив правильно сцеплен с первым вагоном поезда, тормозные рукава соединены и концевые краны открыты, на хвостовом вагоне установлен сигнал и состав обеспечен тормозами согласно установленным нормам.

На участках, оборудованных радиосвязью, – убедиться, что радиостанция включена.

4.6.49. При следовании поезда машинист и его помощник обязаны:

  • следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными знаками, выполнять их требования и повторять друг другу их показания;
  • наблюдать за состоянием поезда и подаваемыми с него сигналами;
  • следить за показанием контрольно-измерительных приборов;
  • обеспечивать наиболее полное использование мощности локомотива при экономном расходовании топлива и смазки.

4.6.50. При въезде на раздельный пункт с путевым развитием и проходе по его путям машинист и его помощник обязаны:

  • подавать установленные сигналы;
  • проверять по стрелочным указателям правильность приготовленного маршрута и следить за свободностью пути приема;
  • следить и точно выполнять указания постоянных сигналов, а также сигналов, подаваемых кондуктором и работниками раздельных пунктов;
  • наблюдать за движением поездов и маневровых локомотивов на соседних путях, принимая немедленные меры к остановке в случае опасности столкновения.

При остановке поезда машинист должен остановить его и не проехать предельный столбик и сигналы пути приема.

4.6.51. При движении поезда тормозные устройства должны быть готовыми к действию. Машинист обязан проверять их в пути следования и при необходимости остановки или уменьшения скорости плавно тормозить.

4.6.52. В пути следования машинисту запрещается:

  • превышать скорости, установленные предупреждениями, указаниями сигналов, распоряжениями по предприятию промышленного железнодорожного транспорта (торфопредприятию);
  • отвлекаться от управления локомотивом и наблюдения за сигналами и путями.

4.6.53. При следовании поезда двойной тягой или с подталкивающим локомотивом движением поезда управляет машинист первого локомотива. Машинисты второго и подталкивающего локомотивов обязаны выполнять требования всех сигналов машиниста ведущего локомотива и повторять их.

Ответственность за безопасное и своевременное ведение поезда возлагается на машинистов обоих локомотивов.

Порядок работы подталкивающих локомотивов должен осуществляться по инструкции, утвержденной начальником транспорта.

4.6.54. Запрещается проезд на локомотиве лиц, не входящих в состав поездной бригады, за исключением работников, предусмотренных распоряжением начальника транспорта.

Порядок действий при вынужденной остановке поезда на перегоне

4.6.55. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан:

  • привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива или тормоз локомотива и подать сигнал о торможении вагонов;
  • остановить поезд по возможности на площадке и на прямом участке пути (если не требуется экстренной остановки);
  • при наличии поездной радиосвязи немедленно объявить по радио об остановке машинистам локомотивов всех следующих поездов и дежурным по раздельным пунктам, ограничивающих перегон, которые должны немедленно доложить об этом поездному диспетчеру;
  • немедленно выяснить возможность дальнейшего следования, если это не остановка перед запрещающим сигналом.
    Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 мин и более, привести в действие ручной тормоз локомотива и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами). В поездах, где таких работников нет, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при их недостатке привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и порядке, установленных начальником транспорта;
  • дополнительно сообщить по поездной радиосвязи дежурному по раздельному пункту или поездному диспетчеру о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникших препятствий для движения.

При отсутствии поездной радиосвязи сообщение дежурному по раздельному пункту или поездному диспетчеру передать с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь, или по переносному поездному телефону (через помощника машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона); совместно с работниками, обслуживающими поезд, принять меры к устранению возникшего препятствия движению, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути.

4.6.56. Ограждение поезда, остановившегося на перегоне, производится:

  • немедленно – если за поездом назначено отправление с разграничением по времени другого поезда (вслед) или если остановившийся поезд был отправлен при перерыве всех установленных средств сношений и связи;
  • по истечении 3 мин после остановки (в том числе и у закрытого входного или проходного светофора) – при движении поездов по сигналам автоблокировки;
  • при затребовании пожарного или восстановительного поезда, а так¬же вспомогательного локомотива – немедленно после вызова.

Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного участка и в первую очередь со стороны ожидаемого поезда.

Порядок ограждения определяется Инструкцией по сигнализации, а порядок действий работников – Инструкцией по движению поездов.

4.6.57. На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке пассажирского поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить наличие хвостовых сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления идущего вслед поезда принять меры к его остановке.

4.6.58. Ограждение хвоста поезда производится ручным красным сигналом, обращенным в сторону перегона и обеспечивающим видимость его на расстоянии тормозного пути (но не менее чем 200 м от остановившегося поезда).

Место стоянки с ручным красным сигналом должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечить наилучшую видимость этого сигнала со стороны приближающегося поезда.

При затребовании восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива ограждение производится одним из работников локомотивной бригады или кондуктором со стороны ожидаемой помощи или с обеих сторон, если неизвестно, откуда прибудет помощь.

4.6.59. К ограждению остановившегося на перегоне поезда, а также места препятствия на соседнем пути машинист или кондуктор могут привлечь других работников транспорта.

4.6.60. Если поезд остановился на крутом подъеме и в хвосте нет подталкивающего локомотива, машинист должен осадить поезд на участок пути с более легким профилем того же перегона. Скорость осаживания должна быть не более 5 км/ч.

Осаживание не допускается: пассажирских поездов; на перегонах, оборудованных автоблокировкой; при тумане, метелях и других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы; если вслед за остановившимся поездом следует другой поезд; если остановившийся поезд был отправлен при перерыве всех установленных средств сношений и связи.

4.6.61. Поезд может быть возвращен с перегона на пункт отправления только по распоряжению дежурного по раздельному пункту в соответствии с Инструкцией по движению поездов.

4.6.62. Если поезд не может самостоятельно в полном составе следовать после остановки, то состав его выводится с перегона по частям поездным или вспомогательным локомотивом.

4.6.63. При затребовании восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива остановившийся поезд не должен начинать движение, пока не прибудет затребованная помощь или не будет получено соответствующее разрешение.

Движение съемных передвижных единиц

4.6.64. Движение съемных дрезин и путевых вагончиков разрешается только в светлое время суток с уведомлением дежурных по раздельным пунктам.

4.6.65. Движение съемных единиц не должно вызывать какого бы то ни было нарушения следования поездов по расписанию.

Число людей, сопровождающих дрезину или путевой вагончик, должно быть достаточным для немедленной уборки их и перемещаемых грузов с пути при приближении поезда.

Не допускается передвижение дрезин и путевых вагончиков без сигналов ограждения.

4.6.66. Запрещается хранение съемных дрезин и путевых вагончиков в помещениях не запертых на замок, а также нахождение их на путях без сигналов и сопровождающих лиц.

Все съемные единицы, следующие по участкам с автоблокировкой, должны иметь оси с изоляцией.

Порядок пользования съемными дрезинами и путевыми вагончиками устанавливается начальником транспорта.

4.7. Перевозка и обслуживание пассажиров

4.7.1. Пассажирские перевозки организуются по согласованию с местными Советами народных депутатов на основе Правил перевозок грузов и пассажиров узкоколейными железными дорогами на предприятиях торфяной промышленности.

4.7.2. Транспорт при перевозке пассажиров должен обеспечивать безопасность перевозок, необходимые удобства и своевременность доставки, а также культурное обслуживание на вокзалах, в залах ожидания и в поездах.

4.7.3. Пассажирские вагоны, залы ожидания, платформы и пассажирские площадки должны содержаться в образцовом техническом состоянии и чистоте.

4.7.4. Пассажирские платформы и площадки должны обеспечивать удобную и безопасную посадку и высадку пассажиров.

На пунктах ожидания должны устраиваться посадочные площадки, на которых не должны находиться предметы, мешающие движению людей.

4.7.5. Посадка и высадка должны производиться только со стороны платформы. На конечных пунктах посадка должна начинаться не менее чем за 10 мин до отправления поезда.

Время стоянки поезда на промежуточных раздельных пунктах для посадки и высадки пассажиров назначается в зависимости от скопления пассажиров.

4.7.6. Перевозка пассажиров разрешается только в пассажирских вагонах и автомотрисах.

Разрешается перевозка рабочих и оперативного персонала в специальных дрезинах, а также на других видах транспорта в пределах вместимости, определяемой техническим паспортом подвижной единицы и приказом начальника транспорта.

4.7.7. Для удобства входа и выхода пассажиров вагоны должны иметь ступеньки с поручнями, не выходящими за пределы габарита подвижного состава. В каждом вагоне должно быть не менее двух дверей.

Запрещается включать в состав поезда неисправные пассажирские вагоны.

4.7.8. В пассажирских поездах запрещается:

  • перевозка грузов, загромождающих проходы;
  • перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся, зловонных и отравляющих грузов, а также вещей, пачкающих одежду пассажиров;
  • проезд в тамбурах, на подножках и крышах;
  • курение в вагонах и засорение их;
  • вход и выход из вагона до остановки поезда.

4.7.9. Исправность вагонов, предназначенных для перевозки людей, должна проверяться перед каждым отправлением в рейс и по возвращении из рейса. При рейсе пассажирского вагона дальностью свыше 70 км в пути должны быть организованы дополнительные пункты технического осмотра пассажирских вагонов.

4.7.10. Поезда, предназначенные для перевозки людей, делятся на пассажирские, рабочие и грузопассажирские.

4.7.11. Движение пассажирских и рабочих поездов производится по расписанию.

4.7.12. Для вождения пассажирских поездов назначаются машинисты первого и второго классов, а также третьего класса, имеющие стаж работы не менее трех лет.

4.7.13. Прицепка к пассажирским поездам недействующих локомотивов не допускается.

4.7.14. Запрещается следование пассажирских и рабочих поездов вагонами вперед и с применением подталкивающего локомотива.

4.7.15. На двухпутных участках, где имеются посадочные площадки (вне раздельных пунктов), движение встречных поездов и самодвижущихся единиц во время посадки-высадки пассажиров производится с ограниченной скоростью и подачей оповестительных сигналов.

Посадка-высадка пассажиров осуществляется со стороны обочины пути.

4.7.16. Периодически, не реже одного раза в год, все работники торфопредприятий, связанные с перевозками рабочих, должны пройти проверку в знании настоящих ПТЭ, правил и инструкций, действующих на транспорте, в комиссии транспорта, а также один раз в два года проходить медосвидетельствование.

4.7.17. На ответственное лицо, сопровождающее рабочих при проезде железнодорожным транспортом, возлагается:

  • обеспечение порядка и безопасности при проходе рабочих к месту посадки;
  • обеспечение порядка при посадке;
  • наблюдение за порядком в вагоне (дрезине, автомотрисе) во время движения поезда; не допускается нахождение людей в тамбурах вагона, на подножках; запрещаются переходы из вагона в вагон во время движения.

4.7.18. Перевозки пассажиров делятся на одиночные (до 10 человек) , групповые (от 11 до 36 человек), массовые (свыше 36 человек).

4.7.19. Одиночные перевозки осуществляются дрезиной или автомотрисой, групповые – автомотрисой или локомотивом с прицепным пассажирским вагоном. На каждую групповую перевозку назначается ответственное лицо.

Массовые перевозки осуществляются рабочими поездами. На каждый вагон назначается ответственное лицо.

Заявка на перевозки подается посредством телефонограммы на имя начальника транспорта руководством предприятия не позднее чем за три дня до осуществления перевозок.

4.7.20. Техническая исправность дрезины перед выпуском из гаража должна быть подтверждена механиком (мастером гаража) записью в путевом листе.

Выдача путевого листа регистрируется в журнале. Водитель дрезины подтверждает ее исправность своей подписью.

4.7.21. Перевозка рабочих (кроме пассажирских дрезин) может производиться в грузовых дрезинах, оборудованных для перевозки людей. Кузов должен иметь борта высотой не менее 1,2 м, сиденья, брезент или другой материал для защиты рабочих от ветра и осадков содержаться в чистоте. В кузове не должно быть груза, который может привести к травме рабочих при толчках и резком торможении.

Дрезина, после оборудования для перевозки людей, должна быть принята комиссией под председательством главного инженера предприятия, что должно быть зафиксировано в ее техническом паспорте.

4.7.22. На следование дрезины, автомотрисы, мотовоза должен быть выписан путевой лист с указанием пункта следования, числа перевозимых рабочих и фамилии ответственного лица.

4.7.23. Перевозки могут быть подразделены на разовые, временные, сезонные, постоянные, при этом временные, сезонные и постоянные включаются в график движения поездов независимо от принадлежности перевозочных средств.

4.7.24. Перевозка монтеров пути и электромехаников по СЦБ и связи к месту работы на перегоне и обратно осуществляется специальным транспортом, в исключительных случаях – попутными поездами (на локомотиве в составе не более двух человек одновременно). Порядок перевозки устанавливается начальником транспорта.

4.8. Погрузочно-разгрузочные работы

4.8.1. Перегрузка торфа из вагонов колеи 750 мм в вагоны колеи 1520 мм и связанные с ней передвижения вагонов должны производиться механизированным способом.

4.8.2. Перегрузочные работы производятся с учетом подачи вагонов МПС и соблюдением норм времени простоя их под погрузочными операциями, установленных договорами с соответствующими управлениями (отделениями) железных дорог МПС.

4.8.3. Каждый перегрузочный пункт должен иметь:

  • погрузочно-разгрузочные устройства и машины;
  • необходимое развитие железнодорожных путей;
  • освещение, обеспечивающее нормальные условия работы;
  • оперативную связь с поездным диспетчером;
  • неснижаемое наличие инструмента, запасных частей и вспомогательных материалов для машин и механизмов, а также противопожарные средства по перечню, утвержденному начальником транспорта;
  • аптечку с необходимым набором медикаментов и средств оказания первой помощи.

4.8.4. Каждый вновь сдаваемый в эксплуатацию пункт перегрузки со всем комплексом сооружений и оборудования должен быть принят комиссионно в установленном порядке.

4.8.5. В эксплуатацию должны приниматься только оборудование, машины и механизмы, имеющие необходимый комплект запасных частей, приспособлений и инструмента, ограждение в соответствии с требованиями техники безопасности, противопожарные средства, а также технический паспорт и утвержденные правила и инструкции по обслуживанию.

4.8.6. На перегрузочных пунктах запрещается:

  • засорять железнодорожные пути;
  • загромождать габаритные проходы вдоль путей;
  • выгружать некондиционный торф;
  • разгружать материалы и оборудование в местах, не предназначенных для этих целей.

4.8.7. Организация работ на торфопредприятиях по погрузке торфа в вагоны колеи 750 мм должна производиться на основе Правил технической эксплуатации предприятий торфяной промышленности.

Приложение 2. ТОРМОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ

Приложение 3. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПЕРЕВОЗКЕ НЕГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

Обновлено: 23.09.2004
E-mail: k750mm@narod.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz