Узкоколейные железные дороги
Конструкция  |  Техника  |  Экономика
История  |  Библиография  |  Ссылки
О проекте  |  Гостевая книга  |  Карта сайта
Точный размер !
Главная > Конструкция > Правила технической эксплуатации  

Утверждено
Министерством топливной
промышленности РСФСР
25 октября 1984 г.

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

2. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

3. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

3.1. Общие положения

3.1.1. Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу, безопасность движения и сохранность перевозимого груза.

Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы подвижного состава должно быть главным в работе лиц, ответственных за его содержание.

3.1.2. Подвижной состав строится по типам, проектам и техническим условиям в установленном порядке.

Допускается эксплуатация нетипового подвижного состава при соответствии его условиям безопасности движения.

3.1.3. Подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита подвижного состава по ГОСТ 9720—76.

3.1.4. Подвижной состав должен иметь стандартные ударно-тяговые устройства.

Высота оси буфера над уровнем головки рельсов соответственно для новых и предельно изношенных ходовых частей устанавливается:

  • для локомотивов в нерабочем состоянии, порожних вагонов – 620 и 570мм;
  • для локомотивов в рабочем состоянии – 617 и 567 мм;
  • для груженых вагонов – 605 и 555 мм.

Для существующего подвижного состава старых конструкций высота оси буфера над головкой рельсов допускается в пределах 535 – 635 мм.

3.1.5. Вновь полученный подвижной состав должен пройти обкатку согласно заводской инструкции и быть принят в эксплуатацию с оформлением соответствующих документов.

3.2. Локомотивы и самодвижущиеся единицы

3.2.1. На узкоколейных железных дорогах торфяной промышленности применяются: тепловозы, автомотрисы, дрезины, самоходные электростанции и другие самодвижущиеся единицы.

3.2.2. Каждый локомотив или другая самодвижущаяся единица должны иметь технический паспорт, в который заносятся: даты постройки и ввода в эксплуатацию, пробег, конструктивные изменения, замена первичного двигателя и данные о ремонте.

Эксплуатация локомотивов и других самодвижущихся единиц, не имеющих паспорта, запрещается.

3.2.3. На каждом локомотиве должны быть отличительные знаки, Государственный герб и надписи: наименование предприятия приписки, время и место постройки, серия и номер, время и место производства установленных видов ремонта, а также таблички и надписи об освидетельствовании контрольных приборов и резервуаров.

На других самодвижущихся единицах должны быть обозначены: наименование предприятия приписки, серия и номер.

3.2.4. Каждая колесная пара локомотивов должна отвечать требованиям Инструкции по освидетельствованию, формированию и ремонту колесных пар, иметь четко поставленные клейма о времени формирования и освидетельствования.

Кроме того, на осях, бандажах и колесных центрах должны быть клейма завода-изготовителя и дата изготовления.

3.2.5. Расстояние между внутренними гранями бандажей принимается 685 ± 3 мм, а ширина бандажей должна соответствовать утвержденным альбомным размерам.

3.2.6. Наибольший допускаемый прокат бандажей, измеряемый по кругу катания, не должен превышать 7 мм.

3.2.7. Запрещается эксплуатировать локомотивы, имеющие следующие дефекты колесных пар:

  • ослабление бандажа на колесном центре или оси в ступице колеса;
  • толщину бандажа менее 29 мм;
  • поперечную трещину в любой части оси;
  • продольную трещину на оси длиной более 25 мм;
  • выработку на оси глубиной 2,5 мм и более;
  • трещину в бандаже, диске или ступице колесного центра, ободе, диске или ступице цельнокатаного колеса;
  • наличие двух трещин в одном секторе обода колеса;
  • трещину в спице колеса и одновременно трещину в двух смежных со спицей секторах обода;
  • толщину гребня бандажей более 25 и менее 16 мм, измеренную на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
  • отклонение расстояния между внутренними гранями бандажей в сторону увеличения или уменьшения более 3 мм;
  • ползун (выбоину) по поверхности катания бандажей и колес глубиной у подшипников скольжения – более 1 мм и у роликовых подшипников – более 0,7 мм;
  • раковину или выщербину на поверхности катания бандажа колеса локомотива;
  • раковину на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, а также выщербину длиной более 25 мм и глубиной более 2 мм;
  • прокат бандажей свыше нормы;
  • вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном.

3.2.8. Освидетельствование и ремонт колесных пар должны проводиться под непосредственным руководством мастера или начальника депо.

3.2.9. Техническое состояние локомотива и других самодвижущихся единиц должно систематически проверяться путем осмотра их обслуживающим персоналом, а также периодического осмотра начальником депо и службы тяги.

3.2.10. Осмотр локомотивов производится как в депо, так и на станционных путях.

При осмотре локомотивов проверяются:

  • износ и состояние узлов, деталей и соответствие их установленным размерам;
  • наличие и исправность действия тормозных и ударно-тяговых устройств,
  • контрольно-измерительных приборов и сигнальных принадлежностей.

3.2.11. Запрещается эксплуатировать локомотивы и другие самодвижущиеся единицы, у которых имеется хотя бы один из дефектов:

  • неисправный звуковой сигнал;
  • неисправный компрессор;
  • неисправная система освещения;
  • неисправные тормоза;
  • излом элементов рессорного подвешивания;
  • трещина в корпусе буксы;
  • неисправная зубчатая передача или редуктор;
  • неисправные ударные или сцепные устройства;
  • неисправные или не снабженные песком песочницы;
  • неисправные контрольно-измерительные приборы (манометр, термометр, амперметр и др.);
  • неисправный карданный вал;
  • неисправная система питания и охлаждения;
  • неисправный вентилятор для охлаждения радиаторов;
  • неисправный радиатор или секция холодильника для масла и воды;
  • неисправный масляный, водяной или топливный насос;
  • неисправный цилиндр двигателя;
  • стук подшипников двигателя;
  • неисправная система электрооборудования;
  • отсутствие огнетушителя или его неисправность, а также при отсутствии ручных сигналов.

3.2.12. Запрещается оставлять локомотив и другие самодвижущиеся единицы в рабочем состоянии на деповских путях без наблюдения лица, знакомого с уходом за ним и умеющего его остановить.

3.2.13. Обслуживание тепловозов, работающих с грузовыми и пассажирскими поездами и на маневровой работе, осуществляется локомотивной бригадой в два лица: машинистом и помощником машиниста. При этом на помощника машиниста возлагается обязанность кондуктора поезда. Обслуживание локомотива малой мощности – тепловозов ТУ–6Д самоходных электростанций типа ЭСУ, автомотрис и автодрезин производится одним лицом.

3.2.14. Ремонт локомотивов производится в соответствии с планом, утвержденным начальником транспорта на основе принятых технологических процессов и норм пробега.

Выпуск локомотивов и других самодвижущихся единиц из ремонта оформляется актом.

3.3. Вагоны

Общие положения

3.3.1. Вагонный парк состоит из вагонов: пассажирских, грузовых и специального назначения.

3.3.2. Вагоны должны содержаться в исправном состоянии и допускаться к эксплуатации после осмотра и признания их годными для включения в поезда.

3.3.3. Все части вагонов должны соответствовать проектным размерам с соблюдением установленных допусков.

3.3.4. Все пассажирские вагоны с обоих концов, а грузовые – со стороны площадки для ручного тормоза должны иметь кронштейны для боковых сигнальных фонарей, а на лобовых стенках – скобы для хвостовых буферных фонарей. Кронштейны устанавливаются так, чтобы навешенные на них типовые сигнальные фонари не выходили за пределы установленного габарита.

3.3.5. Все пассажирские вагоны должны иметь: с обоих концов две двери; переходные откидные площадки с барьерами; устройство для отопления, вентиляции и освещения вагонов; огнетушители.

Применение газового и керосинового освещения запрещается.

3.3.6. Крытые грузовые вагоны (за исключением специальных типов) должны иметь задвижные двери и люки с запорами.

3.3.7. На всех вагонах должны быть следующие четкие знаки и надписи: наименование предприятия приписки; номер вагона; масса тары; грузоподъемность, вместимость на грузовых и число мест на пассажирских вагонах; даты проведения капитального ремонта, годового осмотра и ревизии букс.

3.3.8. Часть парка эксплуатируемых грузовых вагонов оборудуется тормозами и площадками для кондукторов в количестве, определяемом начальником транспорта в зависимости от профиля пути, массы поездов и условий движения.

Колесные пары вагонов

3.3.9. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар.

3.3.10. Запрещается ставить в поезда вагоны, которые имеют хотя бы один из следующих дефектов колесных пар:

  • поперечную трещину в любой части оси;
  • риски (задиры) на предступичной части или шейке оси;
  • трещину в диске, ступице колесных центров и цельнокатаных колес, а также в ободе цельнокатаных колес и бандаже;
  • раковины на поверхности катания колеса;
  • местные выбоины (ползуны) на поверхности катания колеса глубиной более 2 мм;
  • прокат по кругу катания более 7 мм;
  • толщину гребня бандажа более 25 и менее 16 мм, измеренную на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
  • толщину обода колеса (за вычетом проката) менее: у грузовых вагонов с цельнокатаными колесами – 14 мм, с цельнолитыми – 16 мм; у пассажирских вагонов с цельнокатаными колесами – 16 мм, с цельнолитыми – 18 мм; у 8–осных транспортеров с цельнокатаными колесами – 18 мм, с цельнолитыми – 20 мм;
  • диаметр шейки оси менее: у грузового 4-осного вагона грузоподъемностью 10 т – 50 мм; у пассажирского 26–местного вагона – 55 мм и 40–местного – 65 мм; у 8-осного транспортера – 70 мм; у прочего подвижного состава – менее 80 % альбомного размера; вертикальный подрез гребня более 18 мм.

3.3.11. Расстояние между внутренними гранями бандажей или ободов колес должно быть 685 ± 3 мм.

3.3.12. Освидетельствование и ремонт колесных пар должны проводиться под непосредственным руководством мастера или начальника депо.

Осмотр и ремонт вагонов

3.3.13. Осмотр и ремонт вагонов производятся: в вагонных депо, пунктах технического осмотра и на станционных путях без отцепки от состава.

При осмотре вагонов проверяются:

  • состояние и износ отдельных узлов и деталей, а также соответствие их установленным размерам, обеспечивающим безопасность движения;
  • наличие и исправность действия тормозных и ударно-тяговых устройств.

3.3.14. Запрещается ставить в поезд вагоны, имеющие, кроме указанных в п. 3.3.10, следующие дефекты:

  • неисправные тележки, излом поясов, надрессорных и подрессорных брусьев, излом букс, повреждение и трещины в штампованных и клепаных тележках и буксовых направляющих;
  • излом или изогнутость буксовых лап;
  • излом рессорных кронштейнов;
  • неисправность ударно-тяговых устройств;
  • неисправность швеллерных поперечных или буферных брусьев и нарушение соединений в отдельных частях кузова, которые не могут быть устранены во время стоянки поезда;
  • излом потолочных дуг или фрамуг;
  • неисправность обшивочных или половых досок, а также кровли у крытых и пассажирских вагонов;
  • неисправность люков и запорных механизмов;
  • излом подбрюшных брусьев цистерн;
  • перекос кузова свыше 75 мм;
  • неисправность тормозного оборудования и букс;
  • суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки более 8 и менее 2 мм;
  • излом рессорных подвесок;
  • зазоры между челюстями и буксой в сумме 6 мм по продольной или поперечной оси вагона;
  • неисправности переходных площадок и барьеров;
  • неисправности приборов отопления.

3.3.15. Выпуск вагонов из ремонта оформляется записью в технических паспортах и справкой диспетчеру или дежурному по станции за подписью мастера или бригадира.

3.3.16. Ответственность за качество выполненного ремонта и безопасность следования вагонов в поезде возлагается на работников, непосредственно осуществляющих осмотр и ремонт, а также на руководителей вагонных депо и пунктов технического осмотра.

3.3.17. Уход за вагонным парком, находящимся в эксплуатации, осуществляется осмотрщиками вагонов.

3.3.18. Применение летней или зимней смазки (в зависимости от времени года) является обязательным.

При переходе с летней смазки на зимнюю и наоборот производится перезаправка букс.

3.4. Специальный подвижной состав и съемные подвижные единицы

Порядок содержания и эксплуатации специального подвижного состава (снегоочистители, путевые машины, краны на железнодорожном ходу и др.), а также съемных подвижных единиц (путевые мотодрезины и вагончики, путеизмерительные и дефектоскопные тележки и др.) устанавливается заводской инструкцией по эксплуатации.

3.5. Тормозное оборудование

3.5.1. Подвижной состав должен иметь следующее тормозное оборудование:

  • тепловозы и автомотрисы — воздушные (автоматические и прямо-действующие) и ручные тормоза;
  • мотовозы и автодрезины - ручные тормоза;
  • самоходные машины — тормозные устройства согласно проектам;
  • пассажирские вагоны — автоматические и ручные тормоза;
  • грузовые вагоны - автоматические тормоза или пролетные трубки.

Впредь до оборудования всех вагонов автоматическими тормозами разрешается эксплуатация подвижного состава с ручными тормозами.

3.5.2. Тормоза подвижного состава должны обладать хорошей управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, а также обеспечить плавность торможения.

3.5.3. Автоматические тормоза грузового типа должны допускать применение порожнего и груженого режимов торможения.

Автомотрисы и пассажирские вагоны, а также грузовые вагоны с тормозными площадками должны иметь краны для экстренного торможения.

В автомотрисах и пассажирских вагонах эти краны должны быть внутри вагонов.

Все краны экстренного торможения в автомотрисах и пассажирских вагонах должны быть запломбированы.

3.5.4. Все части тормозной рычажной передачи, разъединение или излом которых может вызвать выход их из габарита или падение на путь, должны иметь предохранительные устройства.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Приложение 2. ТОРМОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ

Приложение 3. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПЕРЕВОЗКЕ НЕГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

Обновлено: 23.09.2004
E-mail: k750mm@narod.ru

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz